понедельник, 22 октября 2012 г.

Крым.Благовещенский монастырь на Мангупе.(Челтер-Коба)

Пещерных городов в Крыму много и во многих из них возрождается монашеская жизнь.Восстанавливаются пещеры,которые издавна были храмами.Рядом селятся монахи,устраивают свой быт.
И мы,путешествуя по Крыму,поехали к пещерному городу Мангуп,на склоне которого находится восстанавливаемый Благовещенский монастырь.
Сначала мы хотели подняться на вершину горы на машине и поехали вдоль горы искать дорогу для подъёма.
В одном из склонов Мангупа увидели ряд окошечек,загораживающих пещеру.По находящемуся выше Православному кресту,мы поняли,что это и есть нужный нам монастырь!
Это более приближенный вариант.
И крест на вершине.
Стали мы огибать гору и въехали на  дорогу,очень сильно изрытую колёсами.Нам навстречу попался УАЗик,везущий туристов с вершины.Еле разъехались с машиной,дорога становилась всё уже и уже,и рытвины всё глубже.В одном месте наша машина так сильно накренилась,что мы все подумали,что сейчас перевернёмся...Я и дети переместились на возвышающийся край машины и Сергей потихоньку стал выруливать.Задача осложнялась тем,что выезжать надо было задом...Стали молиться и очень медленно выехали!Слава Богу!Но что мы пережили...этого не передать.Решили дальше не рисковать,а поставить машину на стоянку и совершить подъём пешком,как это делают все туристы.
Едем к стоянке,над горой пролетел вертолёт.
Подъём на гору у нас занял 1час со множественными остановками на отдых.Тропа благоустроена,в некоторых местах сделаны ступеньки,вдоль тропы стоят скамеечки для отдыха.Шли по жаре,обливаясь потом и у самой вершины нас встретил родник с холодненькой водой!!!Это было счастье!!!Умыться прохладной водой после такого подъёма,чего желать лучше?!!Освежившись,мы быстро прошли оставшиеся метры и оказались наверху горы Мангуп.Пройдя вдоль небольшого леска и поляны,мы увидели указатель на монастырь.
Указатель находился на самом краю обрыва и сначала было непонятно,как можно спуститься вниз...
В зарослях кустарника пряталась лестница.
Она уходит резко вниз и ниже находится ещё одна,более удобная,с перилами.
Спустившись по лестнице мы оказались у небольшого грота,но наша тропа уходила в другую сторону.
Пошли вдоль зарослей кустарника
под самой скалой.
Дошли до территории монастыря.
Внизу увидели дорогу,по которой ехали вначале путешествия.Высоко!!!
(Из интернета)
"Монастырь был основан иконопочитателями в VIII-IX веке и существовал до 1475 года,
пока турецкая армия не вторглась в Крым и не захватила княжество Феодоро. Монастырь носил имя святого Феодора, оно сохранилось в названии скалы. Здесь насчитывается 22 пещеры разных размеров и назначения. Это кельи монахов, некоторые из них совсем маленькие с низкими потолками; складские пещеры, покои эконома, большой трапезный зал и, самое главное, пещерный храм.
В древности все пещеры монастыря соединялись деревянными лестницами и переходами, поэтому татары и дали ему название Челтер-Коба («челтер» означает «решетка», «коба» - «пещера»).
С 2003 года стараниями  и святыми молитвами о.Даниила монастырь восстанавливается.Для того,чтобы возобновить богослужение в заброшенном храме,батюшке пришлось приложить немало усилий.Это были трудные времена.И он был один.Всё дело в том,что когда монастырь был заброшен,эту пещеру облюбовали пастухи овечек...Местное население использовало удобную пещеру в своих целях.И "выселяться"не торопилось.Были непростые переговоры,три самосвала собранного и вывезенного мусора.Но была и твёрдая вера,решимость и горячая молитва..и в дождь,и в мороз".
Мы прошли вдоль келий монахов в пещерку.Там были две плиты над древними захоронениями.
Сейчас монастырь благоустраивается.У монахов есть печь на дровах,согревающая их в морозные дни и ночи в каменных кельях.Вход в храм закрывает пластиковая стена,защищающая молящихся от холода и ветра.Также в храме много икон,распятие,паникадило,дубовый иконостас.
Из склепа внутри скалы вырублены ступеньки,ведущие в пещеру-храм.В храме фотографировать не благословляется и дальше я Вам покажу фото,взятые из интернета.

Печь.
 Иконы на иконостасе выполняют искусные мастера.
 Самый большой в мире скальный грот (140 метров) приведёт Вас от храма к святому источнику Феодора Стратилата.
Мы,к сожалению,ничего о гроте не знали и в нём не были).

О.Даниил.
 Зазвучал монастырь весной 2007года.
Это главный храм монастыря,освящённый во имя великомученника Феодора Стратилата(фото сделано в 2004году).
В настоящее время в монастыре постоянно находятся четыре человека.Иеромонах Даниил,иеродиакон Пафнутий и два послушника.Они имеют всё,для того,чтобы жить и молиться Богу-горячую живую веру,послушание,мирный дух.А ещё...солнечную батарею,для того,чтобы,иногда вечерами включать лампочку в трапезной.Конечно же вёдра,чтобы ходить за водой для приготовления пищи на газовой плитке.Интересно посмотреть храмы устроенные в гротах,пещерах.На стенах остались следы древних росписей,многое утрачено,но некоторые можно рассмотреть!
И трудно себе представить,как монахи проводят в таких кельях зимы,ведь вокруг ледяные камни,дуют холодные ветра.Чтобы принести воду,надо проделать путь вверх на плато,набрать воду в вёдра и вернуться в монастырь.Не просто так при входе в пещерный храм написана просьба,входить без обуви.Ведь чтобы элементарно вымыть полы,нужна вода,а достаётся она не так легко...
И ещё удивили прихожане храма.В будние службы собираются несколько местных бабушек,а мы на себе испытали трудности подъёма на плато.
А большие праздники собирают приход около ста человек и многие с маленькими детьми!

После посещения монастыря долго остаётся радость в душе!!!Мы уходили с огромным желанием приехать сюда ещё!
Святой великомученик Феодоро,моли Бога о нас!

Если есть желание подробней ознакомиться с жизнью монастыря,можете заглянуть на официальный сайт монастыря .

1. Какой интересный монастырь, с удовольствием прочитала.

2. Какое интересное место! Какое счастье, что находятся люди с огромной душой, чтобы по граммулечке все восстанавливать, живя в таких труднейших условиях.
    И всегда после увиденного, такого истинного служения Богу, не комфортно бывать в храмах, слепящих глаза золотом. С растолстевшими священниками, злыми и грубыми, приходящими в храм на работу, а не по зову сердца.

3. Ирина, очень интересно было почитать о вашей поездке. Спасибо!Прекрасные и живописные окрестности!

4. Ирина, как мне нравятся твои посты про ваши путешествия!!! Это всегда что-то новенькое в давно знакомых местах. Очень интересно! Прочитала с большим удовольствием! Только мужественные и глубоко верующие люди могут жить в таких условиях. Спасибо за экскурсию.

5. Красота какая!!!!!!!!!!!!!
    Вот где можно душе отдохнуть!!!Невероятный монастырь!!!

6. Девочки,рада,что Вам понравилось путешествие!!!

7. Удивительное место!!! Хочется там пожить! Вот где, наверное восстанавливается душевное равновесие!:)
    Ирочка, спасибо за интересный рассказ!:)

1. А там можно остановиться в гостиннице(на сайте есть адрес).
      Скоро расскажу про пещерный город Мангуп.

8. Дааа! Вот здесь наверно настоящие подвижники подвизаются!
    Спасибо за рассказ, Ирина! Вы молодцы!!!