понедельник, 13 октября 2014 г.

Павловский Посад. Покровско-Васильевский монастырь.

В один из дней мая мы решили съездить в Покровско-Васильевский монастырь,находящийся в Павловском Посаде.
Кроме монастыря я надеялась также осмотреть город и возможно увидеть воочию настоящие павловские платки,коими славится город.
Но так как рано выезжать мы не умеем,пока прособирались-готовились,а это надо не только проснуться,приготовиться,поесть,но и с собой собрать корзину еды и пару термосов чая,дорога-то не близкая.Ещё не забыть что-то из тёплой одежды,вдруг погода поменяется,а мы по летнему одеты.
В итоге вместо утра,выехали мы в обед.
 Москвичи и жители Подмосковья знают,что выбраться в выходные дни из Подмосковных городов и района кольцевой дороги совсем непросто,можно пару часов простоять в "пробках"Народ уже давно слагает анекдоты:"Мать провожала сына в "пробку" или горькая действительность,когда до аэропорта едут дольше,чем потом летят до места отдыха..Конечно многие выезжают пораньше и благополучно преодолевают путь по кольцевой с ветерком,но это не наш вариант.Мы как и другая категория путешественников,те кто любит поспать,ехали с черепашьей скоростью вплоть до Горьковского шоссе.
Там движение несколько ускорилось!!!И ещё спустя часик мы были на месте.
Монастырь находится в старой части города,окружённый деревенскими домиками.
Пройдя через главные ворота мы попали на аллею,утопающую в цветах сирени!

Это было необыкновенно красиво.
Сирень всех оттенков,махровыми цветами склонялась к дорожке.

А впереди возвышалась не менее красивая колокольня.

История Покровско - Васильевского монастыря в городе Павловский Посад относится к середине 70-х годовXIX столетия. Благодаря своим устроителям и попечителям в лице потомственного и почетного гражданина города, крупного фабриканта и благотворителя- Якова Ивановича Лабзина и его семьи, обитель в короткий срок стала одним из красивейших монастырей Московской Епархии по церковному убранству и внутренней жизни насельниц.
    Первоначально Я.И. Лабзин построил на свои средства Покровско-Васильевский кладбищенский храм над могилами своей супруги Акилины и её брата Василия Ивановича Грязнова, бывшего компаньоном Лабзина по производству знаменитых Павлово-Посадских  шалей. Я.И. Лабзин и В.И. Грязнов занимались широкой благотворительной деятельностью: устраивали школы и богадельни, делали крупные пожертвования на храмы и монастыри.
  В. И. Грязнов – святой праведный Василий Павлово - Посадский, канонизированный в 1999 г. был молитвенником, подвижником, миссионером, обратившим в православие несколько тысяч старообрядцев. В 1860-х годах он основал в Павловском Посаде мужское общежитие, правила и устав для которых были написаны свят. Филаретом, митрополитом Московским. Со временем предполагалось преобразовать общежитие в монастырь, но замысел этот не был осуществлен, так как на поданное прошение об основании мужского монастыря в Московскую Духовную консисторию Грязнов и Лабзин получили отказ: были признаны неудобным место для основания монастыря (в самом центре оживленной слободы) и ненадежными купеческие капиталы, всегда подверженные риску. Отказ был датирован 17 февраля 1869 года. В.И. Грязнов умер за несколько дней до этого, завещав похоронить себя как христианина и не спорить из-за наследства. На его похороны стеклись тысячи людей. Я.И. Лабзин решил построить храм над его могилой и могилой своей жены Акилины Ивановны, сестры В.И. Грязнова. Строительство Покровско – Васильевского храма еще не было окончено, когда Лабзин начал строить при храме женскую богадельню – в надежде, что со временем она преобразуется в монастырь. В 1874 году храм был построен, территория вокруг храма обнесена глухим забором, возле храма была построена деревянная звонница с полным набором колоколов.
  Очень скоро при храме начали селиться женщины, которые желали целиком посвятить свою жизнь Богу.  В 1884 году Лабзиным были построены два келейных корпуса, в которых поселились около сорока женщин.
  2 декабря 1891 года благочестивый Яков Иванович Лабзин, Почетный гражданин Павловского Посада, сделавший так много для своих земляков, преставился ко Господу. Якова Ивановича похоронили в нижнем храме, рядом с могилами жены, матери и других родственников.
    После кончины Я.И. Лабзина заботы по содержанию храма и женской общины перешли к трем его дочерям. Одна из них, Ольга Яковлевна, постоянно жила и трудилась вместе с другими насельницами общины. Наконец в начале 1903 года Указом  Его Императорского Величества Покровско - Васильевская женская община была преобразована в женский общежительный монастырь того же наименования. Игуменией была назначена монахиня Алевтина, которой было уже 67 лет. Сестры монастыря занимались рукоделием и огородничеством. При монастыре действовал приют для бедных детей и сирот.
  После революции в 1920 году монастырь был закрыт, и сестер монастыря приняли в свои дома благочестивые христиане города. Покровско-Васильевский храм действовал как кладбищенский до 1931 года. После закрытия монастыря была снесена кирпичная ограда, в жилых корпусах разместили рабочее общежитие. В 1960-х годах на территории монастыря находилась база городского торга, а в нижний храм использован под гараж.
 В 1989 году Покровско - Васильевский храм возвращен Русской Православной Церкви. По благословению Митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия настоятелем храма был назначен Иеромонах Андрей (Тонков). Тяжелая ноша легла на плечи настоятеля и его помощников. Храм находился в плачевном состоянии: практически не было крыши, стены храма заросли деревьями, а территория монастыря была превращена в свалку. Божиим промыслом народ стал приходить на помощь по восстановлению монастыря, он словно ждал этого момента. Люди от мала до велика, трудились с раннего утра до позднего вечера.
 В 1990 году на Рождество Христово была совершена первая Божественная литургия. В храме не было отопления, сосульки, словно свечки, висели на стенах, но всё это было незаметно. Радость, которую испытывали настоятель и прихожане затмила все проблемы и неудобства. Отец Андрей вспоминая эту службу, говорит, что это первое богослужение было самым торжественным, народ, словно после очень долгой жажды хлебнул глоток  благодати.

В храме кипела работа, Божией милостию стали регулярно проходить богослужения. С самого начала открытия храма, идея  об открытии монастыря на его историческом месте, была движущей силой всей общины. В 1995 году было подано прошение об основании монастыря Высокопреосвященнейшему митрополиту Ювеналию, но в прошении не было указано какой монастырь мужской или женский. В июне того же года состоялось открытие мужского монастыря, которое возглавил Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий. Иеромонаха Андрея возвели в сан Игумена с вручением жезла.
  С первых дней силами немногочисленной братии монастыря было положено совершать ежедневно утром и вечером богослужения по монастырскому чину. День в монастыре начинается в 6 часов утра. Насельники собираются в храме на полунощницу, затем Утреня, Часы и Литургия. Вечером в 17 часов Девятый Час, Вечерня и Малое Повечерие. По средам в 14 часов совершается молебен с Акафистом, посвященным Покрову Божией Матери. Сейчас в обители проходят своё послушание игумен, один иеромонах, один иеродиакон и пять послушников.
  В обители почитаются храмовая икона Покрова Божией Матери и «Скоропослушница», написанные на св. горе Афон. Чудом сохранилась ещё от старого монастыря икона св. великомученика и целителя Пантелеймона, которая прославилась уже в наше время чудесами исцелений неизлечимых больных.
В 2002 году в монастырь были доставлены более 100 частиц мощей Киево-Печерских святых, которые выставлены для поклонения молитвенной поддержки верующих. Перед иконостасом по обе стороны находятся ещё два ковчега с мощами древних святых, а также святых, которые просияли в Московских, Владимирских, Нижегородских и Воронежских приделах нашей земли. Особенное поклонение и внимание оказывается частице мощей святителя Иннокентия еп. Пензенского, который родился и получил своё первоначальное образование в Павловском Посаде.
В монастыре есть свое хозяйство: скотный двор, пасека, огороды и теплицы. Вся территория монастыря в летнее время благоукрашается множеством посаженных цветов.
 В 2003 году монастырь отметил свой вековой юбилей. К этому дню была открыта выставка «Святые страницы», которая проходила в Выставочном зале города. Изготовлены уникальные платки-иконы с ликом св. прав. Василия, которые были освящены на его мощах, и набивные платки с видом монастырского храма. Был выпущен на видеокассетах фильм «Цветник земли Павлово-Посадский» об истории и жизни обители. Изданы житие праведного Василия, небольшой альбом и буклет о монастыре.(материал взят на сайте монастыря )
 А мы долго не могли уйти от прекрасных цветов сирени!!!

Зашли в храм,поклонились Св. Прав.Василию.
О его жизни можно прочитать на сайте монастыря .
Святой Праведный Василий,моли Бога о нас!

Перед выходом с территории монастыря всех провожает цветущий каштан.
 Жаль,что время цветения не бесконечно))

Дети пошли к машине,а я ещё задержалась около цветущих деревьев.И вот выхожу я такая вся одухотворённая,а дети встречают меня букетиком Сирени...немая сцена...у меня сразу мысли:сорвали на территории монастыря???Как могли???!!!
А они видя выражение моего лица поспешили успокоить:"Нет,не монастырская сирень!!!Погуляли вдоль улиц,у заколоченного дома сорвали пару веточек."
Немного успокоили))Ведь сирень от этого на следующий год гуще будет,сами специально обламываем соцветия на своей дачной сирени)

В город мы так и не попали,поздно уже было.
Проехали мимо старинных домиков и за городом у озера попив чайку,выехали в сторону дома.

Слава Богу за всё!!!

1. Ирина, большое спасибо за экскурсию! Получила настоящее наслаждение от просмотра фотографий и чтения твоего рассказа. На платки, я так понимаю, времени уже не хватило? Зато есть причина приехать снова. Очень удачное выбрали время для поездки, когда все цветет и пахнет.

1. Анечка,благодарю за отзыв))
      Да,на платки времени не хватило и конечно это хороший повод ещё раз съездить в город и монастырь!

2. Мне нравится, что вы часто путешествуете. Сирень-красавица!

1. Юль,моя б воля,только бы ездила!!!
      У меня теперь мечта посадить сортовые кусты сирени)

3. Спасибо, Иришка, за интересный рассказ!

4. Ирочка, спасибо! Столько нового узнаю из твоих рассказов! О Павловском Посаде знала только по платкам, а там оказывается еще и такой чудесный монастырь есть! А красота то какая! Аромат сирени слышен через монитор:)))

1. Инночка,я и сама только про платки слышала,а этой весной про монастырь узнала и решили съездить,не пожалели ни капельки!
      Аромат сирени был обалденный!!!

5. Ирина, как красиво! Как душевно! А цветущий каштан и не видела никогда.Спасибо большое за рассказ о таком замечательном месте.

1. Алён,цветущие каштаны не менее красивы сирени)))Если б знала,сфотографировала дерево полностью!Просто думала,кому это надо...вот я наивная,думала,что все всё видели)))

6. Ира, забираю. Вышлю сначала Маше.

7. Ира, без твоего разрешения утащила веточку сирени фоном рабочего стола. Чмок!)

1. Конечно)))Я сама периодически меняю фон,то сирень,то ромашки))

8. Как красиво и торжественно! И сирень- чУдо!

9. Чарующая красота сирени и удивительная архитектура храма сами по себе прекрасны. Вместе же - просто фантастическое, завораживающее зрелище.

1. Да,на храм долго любовались!Не удалось приехать туда летом.