вторник, 16 февраля 2016 г.

Крым.Скит Анастасии Узорешительницы.



В Бахчисарайском районе,недалеко от посёлка Баштановка находится скит Анастасии Узорешительницы.Впервые мы здесь были пять лет назад.Тогда скит только-только возрождался и нам было интересно узнать,многое ли изменилось с тех пор.

 Оставив машину у дороги,мы начали подниматься вверх по ущелью,идущему около пещерного города Качи-Кальон,что означает Крестовый корабль.Такое название гора получила из-за её сходства с кораблём,"нос" которого увенчан "нерукотворным" крестом.

 Здесь крест хорошо виден.

 В скит мы поднимались по  удобной дорожке выложенной из шин.

 Подъём не слишком сложный,но идти вверх под лучами южного солнца не легко.Когда дорожка шла под кронами деревьев мы останавливались на небольшой отдых.

 Участки под палящими лучами старались пройти побыстрей.

 Поднимаемся всё выше и выше.Машинки на дороге становятся игрушечными.

 В некоторых местах шинами закрепили обрыв.

 Здесь и деревья защищены от падений.

 А так это место выглядело пять лет назад.
Слева источник пятилетней давности,справа сейчас.

 Поднявшись наверх,перед входом в скит нас встречает источник во имя Софии,Премудрости Божией,с прохладной водичкой!Думаю все паломники,поднимающиеся под палящими лучами солнца, мечтают о глоточке воды и мечта сбывается.

 Освежившись и отдохнув в тени мы идём дальше.

 Местные жительницы нас не боятся.

 Немного из истории скита.
"О времени образования пещерного монастыря св.Анастасии Узорешительницы в Качи-Кальоне не сохранилось точных сведений.Большинство учёных полагают,что было это примерно в VIII веке.
Об этом свидетельствуют как найденные высеченные греческие кресты в пещерах монастыря,характерные для того времени,так и сохранившаяся переписка св.епископа Готфского Иоанна со св.Стефаном.
Претерпевая тяжкие гонения за чистоту православной веры,эмигнрируя в этот период из Византии в Таврику(Крым),монахи основывают здесь пещерный монастырь.
Распространение почитания святой великомученницы Анастасии Узорешительницы в период VI - VII вв. из Константинополя приходит на юго-запад и на юг,и на северо восток.Промыслительно было испросить защиты для сей обители св.Анастасии Узорешительницы- покровительницы гонимых за веру христиан,которая,как показал история монастыря,не раз помогала им в испытаниях и лишениях.История не сохранила летописного сказания о жизни монастыря в этот период,однако мы видим,что правила монашеского образа жизни и монастырский устав был передан через св.епископа Готфии Иоанна св.Феодором Студитским(+826г) , знаменитым поборником иконопочитания.
Издавна монастырь был почитаем русским царским двором.По жалованной грамоте царя Бориса Годунова 1598 г. церкви св.Анастасии выдавалась милостыня.Известно,сто и царь Михаил Фёдорович оказывал денежную милость монастырю.
К XVIII веку монастырские постройки обветшали и в скиту остался единственный молитвенник-пустынножитель.Имя этого подвижника лишь Господь ведает.
Возрождение скита св.вмц.Анастасии Узорешительницы стало возможным в XIX веке благодаря деятельности святителя Иннокентия(Борисова),которая навеки связала его великое светлое имя с Крымом и его историей.Получив назначение на Крымскую кафедру,объехав всю местность,архиепископ Иннокентий ясно увидел её духовные нужды.Осенью 1849 года он составил "Записку о восстановлении древних святых мест по горам Крымским",где указывает на скитский вид монашества,как на самый целесообразный для Крыма,хранимый во всей силе на горе Афон и хорошо знакомый в России.Император Николай I,своей рукой подписав сию "Записку..." к исполнению,возродил в 1850 году монастырскую жизнь в скиту св.Анастасии.К началу XXв.Анастасиевская киновия уже вполне расцвела и была очень известна как крымскому населению,так и московским богомольцам.
Однако новая волна гонений на христиан после прихода к власти в России большевиков,не могла не затронуть и Анстасиевской киновии.20.06.1932 года протоколом заседания №9 Постоянной комиссии при Президиуме ЦИК Кр.А.С.С.Р. по вопросам культа постановили:"Монастырское подворье и церковь ликвидировать,ввиду требования трудящихся окружающих деревень ,а подворье и церковь передать хутору №2 совхоза "Коминтерн" под культурные нужды".Постановление было приведен в исполнение.Монастырское подворье Анастасиевское было ликвидировано.всё ценное недвижимое имущество конфисковано и передано под "культурные нужды" хутора №2,а судьба выселенных монахов осталась неизвестной.
Немногим позже здание церкви и келии монастыря были взорваны и разобраны практически до основания.На протяжении всей истории этой удивительной обители ,гонения на христиан в ней повизавшихся,не прекращались.Монастырь разрушался,летописи и святые иконы уничтожались,насельников преследовали,однако снова и снова,по милости Божьей,обитель св.Анастасии Узорешительницы возрождалась. И в наше время,в XXI столетии,вновь происходит возрождение ските св.вмц.Анастасии Узорешительницы.
В 2005 году сюда приходит иеромонах Дорофей из числа братии Бахчисарайского Свято-Успенского мужского монастыря,получив благословение настоятеля архимандрита Силуана.Уже пустя 2-3 месяца постепенно стали появляться и первые насельники.
28 мая 2005 года считается днём основания возрождённого скита.
Нелёгким было начало-приходилось по 1,5 км ходить за водой по горной местности с канистрой за спиной,жить в землянках,поднимать стройматериалы по горной тропе на плечах и в руках.Но зазвучала молитва в этом святом месте и обитель начала благоустраиваться.При строительстве нашли кусок креста,значит место намоленное.В пещере скалы монахи устроили храм во имя св.Анастасии Узорешительницы.Образовалась община ,потянулись богомольцы.Сама святая великомучнница Анастасия не осталась равнодушной ко своим чадам.По её молитвам Господь даровал источник вкусной и целебной воды прямо на территории скита.Источник сей освящён во имя Софии ,Премудрости Божией.
Сегодня численность братии невелика,как и предполагает пустынножительство.Вместе со скитоначальником,игуменом Дорофеем,десять человек и до 20 человек трудников в летнее время.Руками настоятеля и братии храм украшается в византийском стиле.Также монахи делают мыло,пекут бездрожжевой хлеб.
С каждым годом монастырь становится более благоустроенным.Труд и молитва братии,а также защита великомученицы Анастасии Узорешительницы помогают в возрождении этого удивительного места.
Страницы истории монастыря богаты легендами и пересказами местных жителей,исследователей,учёных,историков,которые освещают внешнюю жизнь монастыря,его расцвет и упадок от основания до настоящего времени.Но самое ценное здесь -благодать Божия,наполняющая сердце каждого человека,вступившего на эту святую землю."(По материалам сайта скита www.skitanastasii.ru )



  В скиту начата постройка храма во имя иконы Пресвятой Богородицы "Троеручица".  Храм будет находиться в горе.



 Работы предстоит ещё очень много.



 Дальше находятся кельи монахов и послушников.




 В свечной лавке можно приобрести лампады ручной работы созданные руками настоятеля и братии,а также украшенные ими иконы,блюда.

 Здесь невозможно найти две одинаковые работы,каждая в единственном экземпляре.





 В скиту есть своеобразный огород.Так как местность в основном каменистая,монахи заполнили бочки землёй и в них высаживают овощи.


Кельи послушников.

Чтобы попасть в пещерный храм,надо войти в калиточку.


 Пройти по дорожке,ведущей мимо созданных настоятелем разнообразных панно.

 Храм находится в пещерке.

 Вход в храм и всё внутренне убранство также украшено руками настоятеля и братии.




Зайдя внутрь сначала "теряешься" от обилия узоров на стенах,потолке,от огромного количества висящих под потолком лампадок.









 Внутри храма было прохладно,но пора выходить и мы вновь оказываемся в объятиях жаркого солнышка.




 Покидаем скит и направляемся к источнику Анастасии Узорешительницы,который находится в четвёртом гроте пещерного города Качи-Кальон.


 Ящерки нас провожают.


 Мы идём вдоль пещер Качи-Кальона.

 В Качи-Кальоне пятиярусный комплекс пещерных сооружений,насчитывающий более 100 пещер и имеющий в своём составе пять гротов.
Гроты содержат множество высеченных келий и пещерных храмов.

 Почти пещерный человек)

 Высеченные в скале пещеры были связаны между собой лестничными переходами,образуя своеобразные кварталы.
Пещеры имели разные назначения,встречаются среди них небольшие часовни и церкви с алтарями,отделявшимися деревянными иконостасами,и гробницы,и костницы. Некоторые надгробия у пещерных церквей по поминальным греческим надписям датируют ХVI - XVII в.в.
 К настоящему времени в пещерном монастыре сохранилось не менее девяти пещерных церквей.

 Миша "приступом" берёт одну из пещерок
 Запрыгивает в неё,
 но тут же оказывается "выброшенным" на землю)))
 Нечего в "чужие дома" соваться))
 Огромный камень очень напоминает гигантскую ракушку,а может это она и есть,ведь когда-то здесь было дно океана.

 Подходим к гроту Анастасии.Крутой склон напоминает об осторожности.

 Грот Анастасии поражает огромными размерами.

 Вид из него великолепный.
 Для ощущения высоты "поймала " в кадр машину на дороге.
Сам источник находится за моей спиной.

 Святой источник имени Анастасии Узорешительницы почитали все, получая многочисленные исцеления от своих недугов и болезней.
Вода в источник сочится из скалы.
Для питья воду нельзя набрать,а окунуться очень даже хорошо.Глубина достаточная,по-пояс взрослому человеку.

 Справа и слева от источника вырубленные в скале пещеры,возможно когда-то и здесь был храм.

 Полуденное солнышко врывается в пещеру.

 А мы спускаемся к ещё одному древнему храму,высеченному в отдельном,отвалившемся от скалы камне,освящённому во имя святых мучениц:Софии и трёх её дочерей - Веры,Надежды,Любви.
Храм очень маленький,около 4 на 2,5 м.Храм имеет два входа,над одним из них высечены желобки для отвода дождевой воды,а в нише,над самим входом - равно-конечный крест.В южной и северной стенах церкви высечены ниши для икон.Сами стены обработаны косыми ударами кирки и оштукатурены.Внутри храма также высечены скамьи для прихожан,а в полу южной части находится гробница,закрытая каменными плитами.Вокруг храма сохранились древние захоронения.




 На этом наше паломническое путешествие закончилось.И пока мы аккуратно спускались по тропе,дети намного нас опередили и ждали у машины.

А это вид с дороги на грот с источником Анастасии Узорешительницы.
Св.вмц.Анастасия Узорешительница,моли Бога о нас.
День памяти  22 декабря/ 4 января.



 Великомученица Анастасия ( + ок.304) зовется Узорешительницей, за ее служение и облегчения страданий узникам, заключенным в темницах за веру Христову. Жила она в третьем веке во время Диоклетианова гонения; происходила из Рима от знатных родителей. Отец ее был язычником, а мать Фавста – тайной христианкой. Святая получила и светское, и христианское образование от благочестивого христианина Хрисогона ( + ок. 304). Когда мать Анастасии умерла, то отец выдал ее замуж за язычника. Очень часто, одевшись в рубище, святая мученица уходила из дома, обходила темницы и, подкупая стражу, ободряла узников – христиан в предстоящих мучениях, приносила им пищу, омывала и перевязывала им раны. Муж нередко бил Анастасию за это, потом запер дома и хотел погубить. Бог наказал его за такое обхождение с женой — он погиб во время бури на море. После гибели мужа святая Анастасия еще с большим усердием начала служить узникам, переходя из города в город, из селения в селение. Императору донесли, что христиане, заключенные в темницах, не отрекаются от Христа, потому что крепко держатся своего учителя Хрисогона, и Диаклитиан приказал умертвить его. После смерти учителя святая Анастасия стала странствовать, чтобы, где только можно, служить христианам, заключенным в темницах. В Македонии святая познакомилась с молодой вдовой – христианкой Феодотией, которая помогала ей в благочестивых трудах.
Стало известно, что Анастасия – христианка, ее взяли под стражу. Расспросив Анастасию, Диаклитиан узнал, что она все свои средства истратила на помощь нуждающимся и немощным. Император приказал верховному жрецу склонить ее принести жертву языческим богам или предать жестокой казни. После долгих дней истязания голодом в темнице, святая Анастасия была предана мученической смерти.
Святую Анастасию растянули между четырьмя столбами и сожгли.Честное же тело ее, неповрежденное огнем, было выпрошено одной благочестивой женою Апполинариею, которая похоронила его с честью в своем винограднике. Со временем, когда гонения на церковь прекратились, она воздвигла над могилою мученицы церковь.
Прошло еще много лет, и честные мощи святой Анастасии прославились, и великою почестью они были перенесены в царствующий город Константинополь.


16 комментариев:

  1. Ира, очень интересно и познавательно! Спасибо!

    ОтветитьУдалить
  2. Какое великолепие!! Огромное Уважение рукам которые это вссе создали!!

    Очень интересно!! Спасибо!!

    ОтветитьУдалить
  3. Какой подробный рассказ,о святых местах всегда интересно узнавать. Места очень красивые...

    ОтветитьУдалить
  4. Интересный рассказ, спасибо. А настоятель-то, какой рукодельник. Хотя для моего глаза, очень уж непривычное оформление и икон и храма. Что-то индийское напоминает.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Такое оформление вообще необычное,но раз уж было пожертвовано такое количество бисера и бусин,настоятеь решил дать им применение в таком виде))

      Удалить
  5. Вот это да! Всё прочитала-посмотрела с открытым ртом! Удивительный монастырь, потрясающая природа! Прям ставлю галочку для посещения:)
    Ирочка, спасибо за иакой интересный рассказ!:)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Инночка,Крым для меня во всех проявлениях прекрасен!!!
      При случае,обязательно там побывайте!!!

      Удалить
  6. Необыкновенно интересное место! И с точки зрения истории, и из-за своего уникального месторасположения. Удивило убранство храма - очень напомнило китайские карнавалы. Что-то не наше, иноземное во всем этом. Восточное. Может монахи так скрашивают свой аскетичный образ жизни. А может, настоятель художник в душе.

    ОтветитьУдалить
  7. Какой исчерпывающий пост! Спасибо! Конечно места изумительные!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Мне в Крыму всё нравится.А уж монастыри и пещерные города готова весь отпуск посещать))

      Удалить